Изготовление вазы и деревянной хлебницы из нароста
Большое разнообразие наростов дает возможность изготовлять из них декоративные вазы, чаши и другие изделия. Композиция их зависит от формы исходного материала, художественного вкуса и фантазии резчика. Так, например, «ваза на гнутой ножке» для фруктов. Ее чаша сделана из нароста, а ножка — из сучка сосны. Способ изготовления довольно прост. У хорошо просушенного нароста сначала отстрогана плоскость основания, которая дала обрез бортов чаши. На этой плоскости размечена форма чаши в плане так, чтобы часть годичных слоев была перерезана для выявления текстуры древесины.
Внешняя поверхность чаши обработана вручную и закреплена на рабочей доске с помощью двух шурупов, пропущенных через рабочую доску и ввинченных в середину будущей чаши. При последующей обработке внутренней полости вырезана избыточная древесина. Предварительно заготовка обработана ножами и стамесками, а окончательно — шлифовальными шкурками вручную. Древесина сосны, особенно ее ранние слои, довольно рыхлая и легко повреждается при неосторожном с ней обращении. Поэтому перед шлифованием наружную поверхность проклеивают клеем БФ—2, что увеличивает плотность поверхностного слоя.
Затем заготовку закрепляют на верстаке плоскостью борта вверх, для чего на рабочей доске с помощью шурупов закрепляют два деревянных брус ка высотой на 2—3 мм ниже чаши. На внутренних сторонах этих брусков вырезают гнездо по форме внешней чаши, которую плотно укладывают в него и закрепляют железными прижимными пластинками с помощью шурупов. Края этих пластинок должны вы ходить за пределы будущих стенок чаши. Внутреннюю полость чаши обрабатывают вручную стамеска ми, клюкарзами, а зачищают ложечными резцами. Толщину борта контролируют по разметке верхней плоскости заготовки и по глубине врезанной плоскости. С помощью линейки, уложенной на борта чаши, измеряют глубину полости. Разница между высотой чаши и глубиной полости определяет толщину дна. Окончательную отделку внутренней полости выполняют бормашиной со шлифовальными насадками. Отшлифованную внутреннюю поверхность также проклеивают клеем БФ—2. Окончательная толщина стенок не должна превышать 3—4 мм. Краснина, которой поражена часть заготовки, оживила фактуру чаши. Борт ее отделывают латунной обкладкой, что увеличивает прочность и декоративность. Обкладку делают из листа латуни и надевают на чашу.
Для ножки вазы выбирают естественно изогнутый сук с частью стволовой древесины, которая образует опорную часть ножки в соответствии с принятой композицией. Обработка ножки обычная. Описываемая ваза выполнена в естественном цвете древесины. Для большей контрастности опорная часть ножки с помощью скрытых шурупов закреплена на темной плите, отделанной латунной обкладкой. Соединение ножки с чашей на клею БФ—2 с помощью скрытых шурупов. Защитный слой из водоустойчивого матового лака. Золотистый естественный цвет древесины с красноватыми разводами, темный цвет опоры и бронзовые обкладки вверху и внизу придают вазе нарядный вид, а композиция — законченность.
Изготовление деревянной хлебницы. Хлебницы делают точеные или резные, круглые, многогранные, удлиненной формы или вырезанные в форме листа растения. Древесина и материалы отделки должны быть нетоксичными и не иметь дурных запахов. Детали резьбы должны быть без острых углов и глубоких впадин, где могла бы скапливаться грязь. Их вырезают из хорошо просушенных и выдержанных массивных досок из липы, клена или других пород, наименее подверженных короблению.
Сначала строгают нижнюю часть заготовки, которая образует основание изделия, оставляя нужную толщину (высоту) хлебницы. Разметив основной силуэт задуманной композиции, обрабатывают заготовку снаружи по намеченному контуру.
Борта хлебницы сначала вырезают сплошными, оставляя запас материала для резных деталей и украшений. На предварительно обработанных бортах карандашом наносят рисунок резьбы. Дно хлебницы и ее борта, как правило, украшают невысоким барельефом. Довольно часто прибегают к прорезной резьбе, которая создает впечатление ажурности и высокой декоративности. Эту работу удобнее выполнять на рабочей доске верстака. Отделывают и шлифуют изделие вручную или бормашиной. После тонирования в соответствии с намеченной композицией изделие высушивают, снимают ворс, наносят защитный слой и полируют. В качестве защитного слоя лучше всего применять полиуретановые лаки, обладающие высокой устойчивостью к влаге. Общий фон хлебницы может быть матовым, а выступающие детали украшений — глянцевыми. В днище хлебницы можно вырезать гнездо или смонтировать петлю, чтобы можно было ее повесить на стену.
Дата добавления: 2022-01-29; просмотров: 302;