Архитектурно-компоновочные решения мостов
Архитектурно - художественный образ моста, как и всякого другого сооружения, тесно связан с его функциональным назначением. В отличие от гражданской архитектуры в мостостроении эта задача решается едва ли не «автоматически»: основное функциональное назначение моста - преодолевать препятствие -всегда достаточно четко выражено в его облике.
Художественный образ моста раскрывается в конкретных архитектурных формах, а эстетическая выразительность и сила его эмоционального воздействия во многом зависят от свойств применяемых материалов и конструкций.
Основой художественного образа моста является его конструкция. Поэтому одной из важнейших проблем теории и практики мостостроения становится тектоника. Этим термином в теории архитектуры обычно принято называть «художественное выражение работы конструкций и материалов».
В подавляющем большинстве мосты тектоничны, ибо характер распределения усилий и конструктивная роль его элементов читаются в облике моста достаточно четко. Тектоническая правдивость, присущая мостам, является одним из главных средств эстетического воздействия: зритель наглядно ощущает «игру сил» в конструкциях моста, и это вызывает у него определенные эмоции и смысловые ассоциации, формирующие ту или иную эстетическую оценку сооружения. Понятия «легкий», «массивный», «вялый», «смелый» и т.п. как раз и являются итогом зрительной оценки тектонических особенностей данного сооружения.
Если в процессе проектирования форма моста прорисовывается в точном соответствии с характером действующих на него усилий, то в этом случае можно говорить о тектонике реальной, но пассивно выраженной, т.е. проявляющейся без участия творческой воли проектировщика (рис. 6.1).
Однако существуют приемы «иллюзорной» тектоники, когда мосту или отдельным его элементам придают формы, отличающихся от примененных конструкций. Известны случаи, когда рамные или балочные мосты превращали по внешнему виду в арочные, рамно-консольные, балочные и т. п. Истинный характер тектоники при этом искажается, но зато облик моста приобретал новые эстетические качества, которые позволили ему более грамотно вписаться в окружающую архитектурную среду. Пример иллюзорной тектоники приведен на рис. 6.2, где железобетонной раме придан облик арки. Мост расположен на повороте, и его архитектурная композиция построена на ритме плавно закругленных линий.
Между приемами «пассивно выраженной», «активно выраженной» и «иллюзорной» тектоники существует целая гамма переходов. Нередко в одном и том же сооружении можно обнаружить использование разных приемов. Например, консольные мосты часто компонуют так, что очертания нижнего пояса балки - подвески зрительно являются как бы продолжением нижнего пояса консолей. При этом наименьшая высота балки - подвески оказывается в центре пролета, а это явно противоречит эпюре изгибающего момента. Это может рассматриваться как прием иллюзорной тектоники. При этом форма консоли, высота которой увеличивается к опорам, оказывается реально тектоничной.
Архитектурно - художественный образ моста тесно связан с его функцией транспортного сооружения и конструктивно техническими особенностями. Вследствие этого архитектура мостов во многих аспектах соприкасается с художественным конструированием (дизайном), а методика работы проектировщика - с методикой художника - конструктора (дизайнера). Принципы и методы художественного конструирования позволяют решать многие эстетические проблемы современного мостостроения, в частности, реалистически выявить в облике моста его функциональную и тектоническую специфику. Пример современного стиля в архитектуре мостов приведен на рис. 6.3. Тектонически-правдивый и в то же время стройный, элегантный облик сооружения — итог использования методов художественного конструирования.
При проектировании городских мостов и путепроводов, а также мостов, входящих в ансамбли парков, спортивных и мемориальных комплексов и т. п., эстетическая сторона приобретает особое значение. Самое пристальное внимание должно уделяться не только главным архитектурным формам моста, определяющим его силуэт, но и разработке малых архитектурных форм: перильных решеток, парапетов, фонарей, а также лестниц, пандусов и т. п. В композиции, изображенной нарис. 6.4 использован синтез искусств.
Каменные пилоны в виде античных триумфальных арок и скульптуры львов на береговых устоях моста вносят в облик сооружения мотив торжественности, праздничной приподнятости (рис.6.5).
Известен целый ряд примеров, когда благодаря введению дополнительных элементов (обелисков, триумфальных арок) и соответствующей разработке малых архитектурных форм мост приобретал характер мемориального сооружения. Это доказывает, что принцип синтеза искусств, к которому часто обращается гражданская архитектура, может успешно использоваться и в архитектуре мостов.
Мост, как сооружение крупномасштабное, воздействует на зрителя главным образом своими общими архитектурными формами: силуэтом, размерами и очертаниями пролетных строений, ритмом и формой опор и т. п., а это, в свою очередь, зависит от примененных материалов и конструкций и от их эстетического осмысления авторами проекта. По материалу мосты подразделяют на деревянные, каменные, бетонные, железобетонные и металлические. Деревянные мосты применяются только на временных дорогах; каменные широко применялись в средние века, а теперь, вследствие своей не технологичности, строятся крайне редко. В настоящее время наибольшее применение находят мосты металлические и железобетонные. Значительное влияние на формообразование этих мостов оказывает их статическая схема.
По статической схеме современные мосты подразделяют на балочные, арочные, рамные, висячие (вантовые) и комбинированные, в которых используются разные конструктивно-тектонические системы.
Основными несущими элементами в балочных мостах являются балки или балочные фермы, работающие преимущественно на изгиб. Балки передают опорные реакции на опоры вертикально. Таким образом, в балочных мостах используют балочно-стоечную тектоническую систему (рис. 6.6).
В арочных мостах (рис. 6.7) используют сводчатую тектоническую систему. Основными несущими нагрузку частями пролетных строений являются арки, своды или арочные фермы. Арка и свод работают преимущественно на сжатие и изгиб.
Рамные мосты являются разновидностью стоечно-балочной системы. Опоры этих мостов составляют одно целое с балками (ригелями), перекрывающими пролеты (рис. 6.8).
В мостах комбинированных систем одновременно используются характерные основные части нескольких рассмотренных выше систем во взаимной связи (рис.6.9).
Особую тектоническую структуру создают висячие и вантовые мосты. Висячие мосты (рис. 6.10) состоят из гибких элементов - цепей или кабелей, являющимися основными несущими элементами моста. К ним подвешивается проезжая часть. Для обеспечения жесткости проезжая часть моста устраивается в виде специальной балки или фермы. С точки зрения статической работы такая схема является комбинированной.
Вантовые мосты также состоят из стальных канатов, образующих вантовые фермы, к которым подвешивается проезжая часть (рис. 6.11).
Следует заметить, что в состав одного и того же моста могут входить различные системы. Так, например, одна часть пролетных строений может быть с ездой поверху, другая - с ездой понизу, часть - металлическими, другая часть - железобетонными пролетными строениями.
Дата добавления: 2022-01-26; просмотров: 536;