Архитектура мостов в начале XIX века
Архитектура зарубежных мостов. Интенсивное развитие промышленности как в европейских странах, так и в Соединенных Штатах Америки потребовало создания густой сети дорог и, естественно, расширения строительства мостов. Мощный толчок этому дало появление железных дорог. Перед мостостроителями встал вопрос о создании новых типов мостов, облеченных в соответствующую архитектурную форму. В Америке к архитектурному облику мостов не уделяли должного внимания. Наблюдается стремление к применению больших пролетов: преследуется одна цель-поразить воображение грандиозностью сооружения.
В мостостроении Западной Европы, наоборот, уделяется большое внимание архитектуре моста. Но, учитывая, что архитектура того периода переживала кризис, то зодчим не удавалось найти архитектурное выражение новых технических идей. Формы моста начинают приобретать эклектический характер, выполняются в ложной классике, готике или архаизируются.
По мере внедрения в строительную практику металлических конструкций их широко начинают использовать и в мостостроении. Они легче каменных, размеры их пролетов быстро увеличиваются. На первый план постепенно выдвигаются сооружения металлических мостов арочного, висячего и балочного типа.
Хотя многие мосты по-прежнему строят из камня, можно отметить, что в мостостроении XIX века начинают прочно занимать лидирующее место металлические конструкции. В металлических мостах конструкция приобретает гораздо большее значение, чем архитектура. Происходит постепенное обособление инженера от архитектора. Создается культ голой конструктивной схемы, строительство мостов берет в свои руки инженер.
На первых порах в более благоприятном положении оказались каменные мосты. Их формы были выработаны тысячелетним опытом, и поэтому до середины века еще встречаются каменные сооружения, отвечающие высоким архитектурным требованиям. В их архитектуре, наряду с классическими, получают широкое распространение и эклектические течения. Они проявляются главным образом в культивировании псевдоготики и архаизации архитектурных форм. Каменные мосты Лондона, Парижа, Берлина имеют в основном эклектический характер (рис. 5.17).
Металлические мосты того времени находятся в стадии начального формообразования. Основным материалом для их изготовления является чугун. Авторы мостов, воспитанные на строительстве каменных мостов, придавали новым конструкциям знакомую архитектурную оболочку.
Наибольшее распространение получил тип чугунной арки из косяков, явившийся дальнейшим усовершенствованием давно известной конструкции массивных сводов. Таков мост - канал в Эллесмире (рис. 5.18).
Другой мост - канал Кольдер (рис. 5.19) представляет собой две арки из чугунных косяков с подвешенным к ним чугунным кожухом канала, оформленного в виде классической колоннады.
Большое количество чугунных мостов было построено во Франции. Эти чугунные мосты в настоящее время кажутся недостаточно смелыми по форме, но в свое время представляли несомненный шаг вперед (рис. 5.20).
Вскоре в связи с бурным развитием металлических конструкций применение чугуна для мостов почти совсем прекратилось. А заводы, выпускающие чугунные пролетные строения, были переориентированы на строительство висячих мостов из сварочного железа с деревянной проезжей частью. Относительная дешевизна, легкость, удобство и быстрота сборки, а также возможность перекрывать большие пролеты без промежуточных опор способствовали распространению висячих систем. Однако у висячих мостов слабым местом оставалась их зыбкость, для устранения которой постепенно совершенствовалась конструкция пролетного строения. Англичанами были проведены обширные научные исследования, в результате качество мостов значительно улучшилось, и системы их стали предметом экспорта в другие страны.
Примером может служить мост через Дунай в Будапеште (см. рис. 6.4), где удалось создать технически продуманное сооружение, в котором легкие линии цепей удачно скомбинированы с массивами опор и скульптурой. Декоративным элементом является и сама металлическая конструкция.
Во Франции строительство висячих мостов началось в 20-х годах сооружением цепного моста Инвалидов в Париже, после которого был построен целый ряд висячих мостов. Особенно привилось во Франции строительство мостов живописно оформленных (рис. 5.21), снабженных фермами жесткости и двойными кабелями.
Значительный интерес представляет кабельный мост в Тулузе на сквозных опорах с оригинальными пилонами из литого чугуна (рис. 5.22).
Особенностью большинства французских мостов было применение тонких кабелей, расположенных в несколько рядов. Такая система позволяет безопасно производить смену кабелей, не нарушая движения.
Оригинальностью конструкции отличается мост Лорош Бернан, в котором впервые кабель был переброшен на две береговые пилоны. Такая конструкция была принята и при строительстве живописного моста де-ла-Кай (рис. 5.23).
Ряд аварий и особенно катастрофа в Анжере (1850 г.) сильно отразились на строительстве висячих мостов. Их сооружение приостановилось почти на 30 лет. На смену им пришли металлические мосты балочного типа, которые нашли широкое использование в Западной Европе.
На развитие форм металлических балочных мостов оказали успехи, достигнутые в деревянных конструкциях. В свою очередь, на формы новых деревянных мостов, главным образом, арочного типа, большое влияние оказали приемы, выработанные практикой первых арочных и висячих мостов из металла. Так, если в XVIII веке пролеты арок из гнутых сплошных брусьев не превышали 72 м, то при переходе в начале XIX века к сквозной системе (по аналогии с металлическими конструкциями), их пролеты увеличились до 104 м.
Примером может служить мост в Филадельфии (рис. 5.24), в котором поверх нижнего арочного пояса устроено сквозное заполнение раскосной системы с почти прямолинейным верхним поясом. Отделанный по примеру других мостов того времени деревянной обшивкой мост получил классическую архитектурную форму.
На мосту Каскад Глин (рис. 5.25) появляется уже настоящая ферма сквозного типа, но и она не обладала достаточно жестким заполнением. Дальнейшая эволюция деревянных конструкций приводит к созданию сложных комбинированных систем в виде арки с затяжкой на металлических подвесках, а также в виде комбинации арки со сквозной балкой.
Применение металла открыло возможность перекрытия больших пролетов. Однако строительство металлических мостов потребовало значительно изменить конструкцию опор и методов их возведения. С открытием роман-цемента появилась возможность возведения опор в кессонах. Это значительный шаг в технологии возведения опор, и особенно при сооружении опор в русловой части моста.
Металлические пролетные строения малых мостов имели очертание чугунных арочных мостов. Балки мостов средних пролетов иногда принимали шпренгельное или рыбообразное очертание. При дальнейшем увеличении пролетов произошел переход к сквозным фермам с параллельными поясами.
Дата добавления: 2022-01-26; просмотров: 384;