Значение эстетики в конструкциях мостов
Обладают ли конструкции эстетическими качествами? Красота окружающей среды вселяет чувство комфорта и даже радости. Естественная окружающая среда является источником красоты и покоя, нередко люди со своими невзгодами и стрессами могут найти в природе облегчение и умиротворение. Красоту можно также обнаружить, хотя довольно редко в наши дни, и в искусственной, т.е. созданной человеком, окружающей среде.
Эстетика — философское понятие, связанное с концепцией красоты, и в то же время достойный предмет для изучения инженерами-проектировщиками. Если сооружение, построенное по проекту инженера, является эстетически несовершенным, наносится ущерб всему — обществу, окружающей среде и, наконец, престижу профессии инженера. Эстетические качества сооружения определяют восприятие красоты или уродства. Как сказал Кант: «Красота — это то, что радует всегда и не поддается определению». Предметы передают эстетические «сигналы», возбуждающие чувства наблюдателя. Эффект зависит от восприимчивости и чувствительности наблюдателя. В сегодняшнем материалистическом мире восприятие эстетических качеств в значительной степени не развито. Вот почему так много людей сомневается в том, что эстетические качества конструкций действительно существуют. Однако наличие этих качеств наглядно подтверждается тем фактом, что во всех культурах мира имеется множество сооружений, которые настолько красивы, что они привлекают массу людей, часто преодолевающих большие расстояния, чтобы полюбоваться ими.
Имеется также вполне достаточное доказательство существования негативных эстетических качеств конструкций. Речь идет об уродстве городских трущоб, о подавляющем впечатлении, производимом однообразными жилыми многоквартирными домами или непропорциональными железобетонными конструкциями.
Как постигаются эстетические ценности? Конструкции воспринимаются как линии, грани, цветовые пятна, игра света и тени в пространстве с передним и задним фоном, в локальном окружении или в окружающей среде в целом. Комплексное взаимодействие всех этих элементов передается в мозг наблюдателя и там интерпретируется. В соответствии восприимчивостью и культурной базой человека данная конструкция вызывает чувство покоя или восхищения, отталкивает или оставляет безразличным. Современная психология объясняет эти процессы электро-химическими реакциями мозга, но остается затруднительным дать точные определения. Однако несомненным фактом является то, что при этом возникают различные ощущения в зависимости от эстетического качества объекта и пристрастий наблюдателя.
Подобным же феноменом обладает процесс восприятия музыки. Ухо представляет собой утонченный чувствительный орган, аналогичный глазу. Оно воспринимает и различает звуковые волны различной длины. Музыкальные волны, переплетаясь, стимулируют своей гармонией ощущение удовольствия и комфорта. При волнах без гармонических переплетений возникает диссонанс, который может быть болезненным. Диссонанс часто используется в музыке для создания возбуждения или напряжения.
Цвета также передаются волнами разной длины, причем их средой является свет. Психологические воздействия цветов изучались в течение долгого времени. В соответствии с классическими европейскими представлениями считается, что ярко-красный цвет вызывает агрессию, тогда как зеленый и голубой успокаивают. Некоторые яркие химические цвета вызывают болезненные реакции.
Великие художники эпохи Возрождения предпочитали дополнительные цвета спектра, создающие гармонию, и во все времена их полотна считались источниками красоты.
Конструкции обладают аналогичным воздействием, вызывая своими формами ощущения гармонии или дисгармонии, покоя или беспокойства. А. Палладио писал в своем знаменитом трактате «Четыре книги об архитектуре»: «Абсолютные пропорции тонов создают созвучия для уха; соответствующая согласованность пространственных размеров создает гармонию для глаза. Эти гармонии вселяют в нас чувство восторга, но никто не знает почему, за исключением тех, кто изучает природу этих явлений». Такие исследования должны проводиться и инженерами!
Когда не приходят к соглашению в оценке произведения искусства, дискуссия очень часто заканчивается банальной фразой: «О вкусах не спорят». Это тактика праздного уклонения, служащая только для того, чтобы показать, что говорящий никогда не прикладывал серьезных усилий для изучения эстетики и поэтому имеет пробелы в образовании, касающиеся оценки произведений искусства.
Конечно, вкус определяется образованием и культурной подготовкой каждого человека, стилем и персональными предпочтениями. Желательна терпимость к расхождениям во вкусах. Однако один вкус никогда не может быть надежной мерой эстетического качества. Окончательная оценка дается историей.
Дата добавления: 2022-01-26; просмотров: 293;