Аркада на колоннах. Византийская архитектура
Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады - конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть - колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика - варьировались. Ствол колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые прокладки.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения.
Вершиной развития арочно-сводчатых «структур» явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе (рис. 3.3), построенная греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532— 537 гг., в правление императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. В нем достижения Рима, древневосточных стран и предшествующих византийских построек были использованы для создания новой конструктивной структуры.
Строительству храма способствовали некоторые события, произошедшие в V в. в Византии.
В годы правления Юстиниана (522-565 гг.) в Константинополе вспыхнуло самое большое народное восстание, которое началось 11 января 532 г. и длилось восемь дней. Центр Константинополя в дни восстания был разрушен и сожжен. Восстание было жестоко подавлено, а разрушения открыли путь для строительства зданий более пышных и торжественных, чем возводили его предшественники.
В первую очередь велено было построить новый храм святой Софии. И не просто большой дом для молений, а великолепное здание, где император иногда мог встречаться со своим народом.
Храм был заложен на самом высоком холме Константинополя, и представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8x69,7 м (рис. 3.4). Центральное пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м. Они связаны между собой подпружными арками, на которые опирается центральный купол. Его диаметр 31 м, стрела подъема 14 м, а толщина в замке 0,6 м. Несущая конструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо, сечением 2,1 х 0,8 м, выполненное из прочного камня. Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. Для максимального облегчения конструкции, ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра, имеющие в основании сечение 70x15 см, с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5,7 м от оси. Тонкие стенки между ребрами внизу прорезаны оконными проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м.
Основание купола опирается на четыре кирпичных парусных свода (рис.3.5), заключенных между подпружными арками из кирпича толщиной 1,5 м. Несущие эти арки пилоны выложены из кадров известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в верхней части.
Они соединены арками с внешними пилонами, образуя с ними мощные удлиненные устои, воспринимающие распор купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 18 м, подпирающими основной купол с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольного пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2). Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объему центральных полукуполов.
Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного нефа аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма (1,1—1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свинцовыми листами.
Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом, однако, несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека.
Важнейшей особенностью интерьера является его тектоническая ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная, уравновешенная конструкция — основа выразительности. Система сферических поверхностей — купол, паруса, полукупола и конхи экседр — акцентрированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола и полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков, которая достигает своей кульминации в обильном освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его воздушность и пространственность.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не досягало размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.
К сожалению, мы не можем себе представить, как выглядел этот шедевр архитектуры в первозданном виде.
В 553 г. после сильного землетрясения в куполе святой Софии возникла широкая трещина, и через 5 лет он рухнул, разбив мраморный пол и золотой шатер над императорским троном. К концу 562 г. купол был восстановлен.
В 1453 г. Константинополь захватили турки. Рухнула Византийская империя. Святую Софию легко и быстро превратили в мечеть Айя Софию. По четырем углам здания были построены тонкие башни - минареты. В 1935 г. древний храм был превращен в музей.
Дата добавления: 2022-01-26; просмотров: 457;