Театры и амфитеатры римской империи
Города, как правило, имели различные зрелищные сооружения, так, во многих городах были театры, амфитеатры и цирки. Театральные представления родились в Греции. Там в классический период стали строить монументальные театральные здания, состоящие из театрона - места для зрителей, орхетроны для хора и стены для входа актеров. Места для зрителей высекались прямо в склоне холма. Римляне переняли от греков не только театральные представления, но и в основном планировку театра, однако театрон они оставили на арочных конструкциях.
Гладиаторские игры и битвы с дикими животными происходили в амфитеатрах — сооружениях с эллиптической в плане ареной и повторяющим ее форму театром (зрительными местами). Это был чисто римский тип зрелищных сооружений, возникавший вокруг удлиненной арены, форма которой определялась специфическим характером представлений - борьба между двумя группами гладиаторов, наступавшими друг на друга с противоположных концов площади (рис. 2.44).
Особых размеров строительство зрелищных сооружений достигло в период империи. Не жалея средств на пышные зрелища, императоры тем самым, с одной стороны, укрепляли свое положение, привлекая к себе симпатии толпы, а с другой, - отвлекали массы от сложных проблем внутренней жизни государства.
В течение I в. н. э. в Италии и провинциях было вновь построено множество амфитеатров. Самым значительным из них был амфитеатр в Риме - Колизей (колоссальный) (рис. 2.45).
Колизей, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний, отличается грандиозным размахом. Овальное в плане сооружение имеет размеры в главных осях 156x188 м и высоту 48,5 м. Он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами.
Между тремя рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами, устроенными по всему периметру. Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из тревертиновых квадратов. В верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовали мрамор и стукко (искусственный мрамор из полированного гипса).
С наружи здание было расчленено на 4 этажа, из которых 3 нижних представляли собой открытые аркады, а верхний - высокую сплошную стену. Все 80 арочных пролетов нижнего этажа служили входом для зрителей, поэтому заполнение зрительных мест и освобождение могло происходить быстро и свободно.
Массивные опоры были зрительно облегчены приставленными к ним полуколоннами: в нижнем этаже тосканского ордера; во втором - ионического; в третьем - коринфского; стена четвертого этажа расчленена легкими коринфскими пилястрами (рис. 2.45). Таким образом, снизу вверх ордерные формы все более и более облегчались. Над арочными проемами были уложены антаблементы соответствующих ордеров, опоясывающие все здание и способствовавшие цельности его восприятия.
Колизей дает также первый известный пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны служащие опорами, для металлических стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищающий зрителей от палящих лучей солнца.
Дата добавления: 2022-01-26; просмотров: 274;