Комплексы оружия и вооружения подводных лодок

Подводные лодки как система морского вооружения находятся в составе ВМС различных стран мира уже более 100 лет. Одной из основных задач, стоящих перед создателями подводных лодок за этот период, было обеспечение лодок эффективными образцами оружия и вооружения. В этой главе рассматриваются комплексы оружия и вооружения современных подводных лодок, приводится их классификация, устройство и принцип действия, требования к их проектированию и расположению на корабле.

Развитие вооружения подводных лодок. Все имеющиеся на подводной лодке системы и комплексы можно разделить на технические и боевые средства.

К техническим средствам относится корабельное оборудование, предназначенное для обеспечения движения и маневрирования, выработки и распределения различных видов энергии, обеспечения условий обитаемости, предотвращения аварий и борьбы с их последствиями.

К боевым средствам корабля относится совокупность размещаемого на нем оружия и обеспечивающих его использование пусковых установок (шахты, контейнеры, торпедные аппараты), а также средств освещения обстановки (гидроакустические и радиолокационные комплексы), сбора и обработки информации (БИУС, радиоэлектронное и электротехническое оборудование комплекса торпедного и ракетного вооружения), навигационного комплекса и связи.

Оружие подводных лодок предназначено для:

— разрушения административных центров, стратегических и промышленных объектов на территории противника;

— уничтожения ракетных и многоцелевых подводных лодок;

— уничтожения боевых надводных кораблей (в том числе, авианосных ударных соединений);

— уничтожения торговых судов и транспортов.

На современных подводных лодках (в зависимости от их основного назначения) могут быть размещены следующие комплексы вооружения:

1) ракетный комплекс (с баллистическими или крылатыми ракетами);

2) минно-торпедный комплекс (ракето-торпеды, торпеды, мины, средства противодействия оружию противника).

Комплексы вооружения подводных лодок и само оружие должны удовлетворять определенным требованиям:

— скрытности подготовки и стрельбы оружием;

— скорострельности (возможности залповой стрельбы) ракетным и торпедным оружием;

— максимальной дальности действия оружия;

— максимальной глубины стрельбы ракетами и торпедами (вплоть до предельной глубины погружения);

— максимальной эффективности оружия (количество боеголовок, их мощность и точность стрельбы);

— разнообразия и эффективности систем наведения оружия.

Укрупненный состав комплекса вооружения подводной лодки показан на рис. 5.1.

Для развития вооружения ПЛ после Второй мировой войны наиболее характерно интенсивное внедрение на корабли ракетного оружия и радиоэлектронных систем целеуказания и управления оружием различного назначения [100].

В конце 1950-х годов на вооружение ПЛ были приняты первые баллистические ракеты с надводным стартом. В дальнейшем на вооружение ПЛАРБ поступили БР и МБР с подводным стартом, с последовательным увеличением их дальности, точности стрельбы и поражающего воздействия. Для повышения точности стрельбы ракеты большой дальности оснащали автономными инерциальными системами и приборами астрокоррекции. Начиная с 1974 г., все они могли оснащаться разделяющимися головными частями индивидуального наведения [16].

Не менее высокими темпами в 1950 - 60-х годах подводные лодки оснащались крылатыми ракетами (KP). Комплексы крылатых ракет от поколения к поколению имели последовательно увеличивающуюся дальность стрельбы, скорость полета, повышенную избирательность систем самонаведения, помехозащищенность и предназначались для поражения крупных морских и наземных целей.

Были решены проблемы подводного старта крылатых ракет и управления стрельбой. В 1980-х годах началось переоснащение ударных сил ВМФ новым поколением малогабаритных и высокоточных KP.

Развитие противолодочного вооружения ознаменовалось созданием новых противолодочных ракетных комплексов (ПЛРК) и противолодочных торпед, стрельба которыми производилась из штатных 533-мм торпедных аппаратов. Впоследствии, для увеличения дальности стрельбы и глубины возможного подводного старта был создан ПЛРК калибром 650 мм [18], [94].

Торпедное вооружение вместе с артиллерийским в первые годы после окончания Великой Отечественной войны оставалось основным ударным оружием подводных лодок.

В настоящее время торпедное вооружение ПЛ представлено торпедами калибра 650-мм, 533-мм, 400-мм различного назначения.

Торпедное вооружение совершенствовалось по пути увеличения скорости хода и дальности действия, повышения точности поражения цели, увеличения глубины стрельбы. Одним из этапов в развитии торпед стало внедрение на них реактивных двигателей — это высокоскоростная универсальная реактивная торпеда «Шквал» [10].

Совершенствование энергоустановок торпед шло по пути использования как тепловой энергии, так и электроэнергетики. Противокорабельные торпеды на тепловой энергетике развивались в направлении обеспечения их бесследности, применения более энергоемкого топлива и более сильных окислителей, а также внедрения газотурбинных двигателей и оснащения торпед системой самонаведения. Важным фактором в развитии торпед на электроэнергетике было обеспечение независимости энергосиловой установки от глубины хода торпеды.

Минное вооружение развивалось также достаточно динамично. Принципиально новым стало создание в конце 1950-х годов реактивно-всплывающих мин, а в 1970 - 80-х годах — и противолодочных мин-ракет и мин-торпед (аналоги мины «Кэптор», США). Мины считаются весьма эффективным, надежным и относительно дешевым средством вооруженной борьбы на море. Они создают постоянную угрозу для сил флота и оказывают сильное морально-психологическое воздействие на личный состав. Подводные лодки, по сравнению с другими носителями, имеют преимущество скрытной постановки минного оружия.

Помимо совершенствования характеристик самого оружия происходил процесс улучшения условий использования этого оружия подводной лодкой с целью повышения боевой эффективности его применения.

Развитие радиотехнического вооружения характеризовалось последовательным повышением точности выдаваемых параметров, уровнем автоматизации управления. Однако совершенствование тактико-технических характеристик радиоэлектронного вооружения сопровождалось ростом массогабаритных показателей, потребляемой мощности и, как следствие, ее стоимости (рис. 5.2).

Для централизованного управления боевой деятельностью создавались боевые информационно-управляющие системы (БИУС). Они осуществляют автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, необходимой для оценки тактической обстановки и принятия решения на маневрирование, боевого использования оружия и управления стрельбой. Совершенствование БИУС направлялось на повышение оперативности, наглядности отображения информации, надежности работы, скрытности.

Резкое возрастание боевых возможностей ПЛ потребовало создания новых гидроакустических средств. Первое поколение гидроакустических станций (ГАС) имело невысокие характеристики. Второе поколение стало создаваться в конце 1950-х годов, а в конце 1960-х годов начали принимать на вооружение уже гидроакустические комплексы (ГАК), объединяющие несколько ГАС и систему обработки данных. Главным отличием ГАК второго поколения от Г АС первого поколения стало снижение используемой частоты.

Для подводных лодок были созданы и приняты на вооружение ГАК, развитие которых шло по пути достижения все более дальних дистанций подводного видения, повышения точности определения координат и достоверности классификации цели. Принятые на вооружение в 1960 - 1970-х гг. ГАК в 3...4 раза превосходили по дальности действия ГАС, созданные для ПЛ первого поколения. Принятые позднее ГАК превосходят все предшествующие системы обнаружения целей примерно втрое.

Средства радиоэлектронной борьбы охватывают комплекс мероприятий, направленных, с одной стороны, на выявление и подавление радиоэлектронных средств противника, с другой — на обеспечение устойчивой работы своих радиоэлектронных средств. Составные элементы радиоэлектронной борьбы: радиоэлектронная разведка, радиоэлектронное противодействие и защита от аналогичных действий противника.

Навигационное вооружение совершенствовалось в направлении повышения точности выработки и времени хранения навигационных параметров. Особую актуальность развитие навигационных комплексов имело для ПЛАРБ. Навигационная гидроакустическая техника приобретает исключительное значение при плавании в условиях Арктики, так как при длительном пребывании подо льдом использование средств астро- и радионавигации практически исключается. Арктические моря покрыты льдами, толщина которых летом составляет 0,5... 1,5 м, а зимой достигает 4 м. В результате торошения льдов образуются значительные неровности, которые могут уходить в глубину на 10... 15 м, в отдельных случаях — даже на 50 м. Еще большую осадку имеют айсберги. Поэтому при подледном плавании ПЛ должны иметь гидроакустическую аппаратуру, позволяющую обнаруживать ледяные выступы и подводную часть айсбергов. В этом случае широко используются эхо-айсбергомеры. Для решения обычных задач кораблевождения при плавании подо льдом используются доплеровские лаги, гидролокаторы бокового обзора и специальные навигационные системы с гидроакустическими маяками для периодической корректировки показаний инерциальной навигационной системы.

Средства радиосвязи развивались по линии их автоматизации и комплексирования. Разработана и принята на вооружение система космической связи. Развитие средств связи в 1980-х годах позволило обеспечить их высокую эффективность.

 





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 422;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.012 сек.