Строительство японского замка

Рассмотрим процесс строительства японского замка в том виде, какой он приобрел к середине XVI века. Первым делом досконально исследовалось выбранное под строительство замка место. Затем архитектор рисовал на бумаге план замка в соответствии с условиями местности. После утверждения плана замка и перед началом строительства проводили религиозную церемонию с участием синтоисткого священника.

Церемония включала ритуальное снятие дерна на небольшом участке, огороженном веревками с привязанными к ним бумажными лентами. Веревки крепились к четырем бамбуковым шестам, воткнутым в землю по краям площадки. Затем проводили церемонию преподношения риса и соли. Все это происходило в присутствии дайме или его представителей.

После этого приступали собственно к строительным работам. Территорию будущего замка огораживали веревками (отсюда происходит термин навабари, «огораживать веревками», то есть план замка), а в более позднее время чаще обносили прочной деревянной изгородью.

Затем приступали к строительству каменных стен. Склоны холма срезали под определенным углом, часто уступами. Чем выше должна была быть стена, тем более пологим делали склон. Для строительства возводили деревянные леса.

Наконец наступал самый ответственный и торжественный момент - заложение краеугольного камня сутэиси. Это был большой хорошо обработанный прямоугольный камень. Позади этого камня, ближе к склону холма, клали меньшего размера камни, а затем засыпали гальку. Таким же образом возводили стены исигаки на всю их высоту: снаружи располагали большие камни, за ними камни меньшего размера, а потом гальку.

Камни для стен исигаки доставляли разными методами, в зависимости от их величины. Среднего размера камни переносили привязанными на деревянном шесте, который клали на плечи двух человек. Камни покрупнее перевозили на двухколесных тележках, причем два человека толкали тележку, а два тянули. Более тяжелые тележки тянули быки. В некоторых замках можно видеть камни огромного размера и веса. Например, в стенах замка Осака использовано 11 камней-гигантов весом от 40 до 130 тонн.

Их транспортировка была очень непростой задачей. Судя по сохранившимся средневековым изображениям, эти камни либо тащили по земле, подкладывая бревна, либо перевозили на баржах или плотах. Так как ни один плот или корабль того времени не выдержал бы такой вес, с боков для увеличения грузоподъемности приходилось привязывать пустые бочки. Во время транспортировки камни украшали флажками с гербами и даже священными предметами. На самом камне стояли самураи, отдававшие приказы рабочим. Здесь же или рядом с ним находились мальчишки, размахивавшие веерами и певшие песни. Процесс был очень торжественным и напоминал религиозную церемонию.

Так как всегда существовала опасность внезапных дождей, которые могли размыть уже подготовленную почву, строительство замка вели не поэтапно, а непрерывно на каждом из отдельно взятых участков. Как только на одном участке заканчивалась обработка склона холма, сразу же приступали к его облицовке камнем. В это время в другом месте могли только приступать к земляным работам. Таким образом, в строящемся замке в любой момент можно было видеть все этапы работы.

После того как каменные стены были возведены, принимались за менее сложную, но не менее ответственную работу - строительство деревянных построек - стен хэй, башен, ворот и, конечно же, донжона. Первым делом укрепляли глубоко в земле мощные вертикальные балки. На этот фундамент накладывали поперечные бамбуковые шесты, которые затем покрывали слоями штукатурки, как описано выше для стены хэй. Иногда поверхность башен вместо штукатурки покрывали досками либо естественного цвета, либо окрашенными в черный цвет. В последнем случае получался «черный замок», яркими примерами которого могут служить замки Кумамото, Накацу, Мацумото, Мацуэ и Окаяма. И, наконец, заключительной стадией строительных работ было покрытие башен и стен черепицей, помещение на крышу традиционных сяти и декорирование интерьера.

Гарнизон.В зависимости от размера замка гарнизон мог быть постоянным или временным. Гарнизон должен был всегда находиться в состоянии готовности. Поэтому в замках часто проводили утренние смотры. После боя барабанов, возвещавших рассвет, солдаты должны были занять свои места на отведенных им участках стены. С наступлением сумерек ворота закрывали, а со стен спускали подвешенные на веревках фонари, обеспечивавшие достаточно света для предотвращения внезапной ночной атаки. Служба в гарнизоне обычно длилась шесть часов в день с двухчасовым перерывом. После смены солдаты сдавали все оружие, и оно хранилось в специальных арсеналах. Никто из гарнизона, даже в свободное от несения службы время, не имел права оставить замок без специального разрешения.

В каждом замке старались держать необходимый запас продовольствия и воды на случай осады. Голод и жажда настолько часто были причиной сдачи замка, что командующие издавали специальные указы по сбору продовольствия. Так, в 1568 г. вступил в силу приказ, по которому никакое продовольствие не могло быть вывезено без разрешения, скрепленного личной печатью клана Ходзё. В 1587 г. Ходзё Удзикуни приказал собрать все зерно осеннего урожая деревни Китадани и перевести его в замок Минова. Положение осажденных во время длительной осады усугублялось еще и тем, что в замок стекались толпы беженцев из окрестных деревень, что серьезно сказывалось на запасах продовольствия. В замке Кумамото даже татами, обычно набиваемые рисовой соломой, были набиты съедобными клубнями, которые, в случае необходимости, можно было достать и сварить.

В большинстве замков воду получали из колодцев. Но в горных замках ямадзиро это было невозможно. Поэтому воду подводили с помощью акведуков или запасали в цистернах. Обычно устанавливаемый дневной рацион воды составлял 1 сё (1,8 л) на человека. Осаждающие всеми силами пытались перекрыть поступление воды в замке или отравить ее запасы. Замок Футамата получал питьевую воду из деревянной башни, построенной на расположенной неподалеку реке. В 1572 г. замок осадили войска Такэда Кацуёри. Построив тяжелые деревянные плоты, они спустили их вниз по течению прямо на эту башню. В результате фундамент башни был разрушен, она обвалилась, и замок остался без воды.

Видя, что запасы воды подходят к концу, защитники нередко решались на отчаянные действия. Так, в 1331 г. при осаде замка Акасаки гарнизон, состоявший из 282 человек, открыл ворота и бросился в атаку на осаждавших, так как люди поняли, что к следующему утру они все умрут от жажды. В 1570 г. при осаде замка Тёкодзи осаждавшим удалось разрушить акведук, подводивший в замок воду. У защитников остались лишь скудные запасы воды в бочках. Тогда Сибата Кацуиэ разбил бочки с водой и повел своих людей в казалось бы безнадежную атаку против осаждавших. Защитники, сознавая, что если они не победят, то их ожидает смерть от жажды, дрались столь отчаянно, что одержали полную победу и сняли осаду.

Одна из обязанностей гарнизона состояла в том, чтобы поддерживать в надлежащем виде все укрепления. Каждый самурай должен был следить за отведенным ему участком стены или насыпи (обычно длиной 2 кэн, то есть 3,6 м), воротами или башней. В мирное время укрепления проверяли ежемесячно, а чинили каждые 5 лет. После осады или тайфуна самурай в первую очередь должен был восстановить замок, даже если был разрушен его собственный дом. Если самурай был в походе, его жена должна была проследить за восстановительными работами. Для проведения самих работ привлекались слуги и крестьяне, обычно по 4 человека на каждый кэн (1,8 м).

 





Дата добавления: 2022-01-31; просмотров: 298;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Edustud.org - 2022-2024 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.009 сек.